Добавлено 13.05.2021
Прогулки на Новой Риге: церковь Спаса Нерукотворного в селе Уборы

Село Уборы расположено на левом берегу реки Москвы близ впадения в нее небольшой реки Уборки, в 17-ти км. к западу от Москвы по Ильинскому шоссе.

Необыкновенное чудо, подмосковная красавица - церковь Спаса Нерукотворного стоит в селе Уборы.

Спасов храм относится к числу шедевров русского храмового зодчества. Он принадлежит делу рук Якова Григорьевича Бухвостова, великого русского зодчего, самородка, в простонародье именуемого Якушкой.

Об архитекторе-самородке, бывшем крепостном, построившим не менее двадцати храмов, неизвестно ничего: ни когда родился, ни когда женился, ни когда умер. Вся его биография – это великолепные храмы, которые специалисты относят не иначе как к шедеврам нарышкинского стиля семнадцатого века.

Вид этих удивительных по красоте храмов, увитых тонким, ажурным и разнообразным белым декором в духе традиций западного барокко на фоне красно-оранжевых стен, поражает всех, кто их видит.

Бухвостовские храмы упоминают все, кто, так или иначе, интересуется русской архитектурой. К шедеврам относится и храм Спаса Нерукотворного в селе Уборы Московской области.

Алексей Николаевич Греч, искусствовед конца девятнадцатого – начала двадцатого века, страстный поклонник русской усадьбы, пишет:

«В жаркий летний день, на фоне синего неба, покрытого кучевыми облаками, выделяется эта изящная и стройная по своим формам и линиям красная церковь среди зелени старых берез, на берегу Москвы-реки, подмывающей здесь песчаные осыпи берега.

Каменные вазы украшают паперть-галерейку, обводящую кругом выгнутые стены храма; ступени лестниц приводят на луг, где в копны собрана пахучая, недавно скошенная трава. На деревенской дороге лениво лежат в пыли утомленные зноем куры. И, кажется, что все заснуло здесь крепким послеобеденным сном».

Храму в Уборах более трехсот лет и ведет к нему улица с названием «Путь к храму». Дважды он переживал разграбление, разрушение и запустение: во время и после войны 1812 года, когда французы устроили в храме конюшню и вынесли все, что было ценного. Второй раз - в иконоборческие времена революции семнадцатого.

В первом случае храм опустел на тридцать лет, во второй – на шестьдесят. После первого набега была утрачена часть элементов храма, в частности, снесены главки над кровлей лепестковых приделов и часть декора первого яруса.

Обвалился первоначальный парапет вокруг храма. Но в целом церковь восстановили, и она действовала еще сто лет во главе со священником Добролюбовым и его потомками, принявшими храм в 1840 году.

В то время в храме установили уникальный двадцати пятиметровый позолоченный иконостас высотой в девять ярусов, каких насчитывалось в России всего несколько единиц, а на звоннице - серебряные колокола с удивительным звоном.

Но в 1938 году иконостас разрезали и сожгли прямо в центре храм. Колокола сбросили и отправили на переплавку, здание превратили в хранилище сена, а храм закрыли. От прежнего великолепия внутреннего убранства остался только старинный подсвечник, что находится у иконы Петра и Павла.

Спустя шестьдесят лет, в 1995 году, здание передали прихожанам и храм в Уборах стал потихоньку восстанавливаться. Восстанавливается он на деньги прихожан, которых немного, поскольку церковь стоит в центре села, зимой вымирающего: дачники уезжают в Москву на зимние квартиры, и в Уборах остаются только немногочисленные местные жители.

Но все-таки храм реставрируется и приобретает прежнее великолепие, пусть пока только внешнее. По замыслу и в первозданном виде, который сохранился только отчасти, Спасов храм в Уборах являл собой настоящее чудо.

В конце семнадцатого века владелец села Уборы, потомок бояр Шереметевых, решил построить в своем поместье вместо церкви деревянной – каменную, пригласив для этого уже известного тогда архитектора Якова Бухвостова.

Шереметев заключил с ним в 1694 году договор, согласно которому храм должен быть закончен уже на следующий год.

«Се аз боярина Михаила Юрьевича Татищева вотчины ево Дмитревского уезду села Никольского крестьяне Яков Григорев сын Бухвостов, да Михаила Тимофеев, да Митрофан Семенов, все мы подрядчики дали на себя сию запись боярину Петру Васильевичу Шереметеву в том, что в прошлом в 5202-м (1694) году генваря в 10 день подрядились мы у него, боярина Петра Васильевича, в Звенигороцкой его вотчине, в селе Спаском, Уборы тож, зделать церковь каменную и отделать было нам ее всю против записи на срок октября к 8-му числу нынешнего 5203-го (1695) году».

Но, поскольку Бухвостов был нарасхват, и одним заказом его деятельность не ограничивалась, строительство затянулось.

К тому же хозяин, увидев чудную по красоте и стилю церковь, построенную Бухвостовым в Филях, захотел построить у себя такую же, для чего требовалась дополнительная работа. А архитектура храма для того времени действительно была революционной: храм строили «под звон», т.е. отдельной от храма колокольни не было, звонница являлась частью храма, на которую вела лестница, встроенная в стену.

Многоярусная церковь-колокольня становилась высокой, устремленной в небо пирамидой. В ней был единый центр, в котором вертикаль существенно доминировала над горизонталью, достигая высотой до тридцати метров или в пятнадцатиэтажный дом. На эту ось нанизывались другие части храма - ярусы.

Первый ярус, четверик, представлял собой то же, что и клеть в русской избе - почти квадратный куб. По периметру четверика располагаются равновеликие притворы - лепестки приделов и алтаря. В плане храм в Уборах похож на безупречный по размерам четырехлепестковый правильный крест.

Четверик - самый мощный ярус храма: его стены достигают полутора-двух метров толщиной. Над ним надстраивается несколько восьмериков, уменьшающихся в размере, вес которых должен выдерживаться четвериком.

Толщина стен надстраивающихся восьмериков постепенно уменьшается, достигая всего полуметра в последнем. Заканчивается пирамида барабаном - шеей главы храма, тоже имевшей вид восьмерика. Главу, украшенную золотыми звездами, венчает золотой крест.

Пирамида храма поставлена на невысокую площадку, повторяющую волнообразную форму здания. На нее с западной и южной стороны ведут две небольшие лестницы. Поскольку площадка невысокая, в отличие от храма в Филях, то создается впечатление, что храм Спаса Нерукотворного в Уборах вырастает прямо из земли.

На площадке вокруг самого храмового здания устроено довольно широкое гульбище, ограниченное широким парапетом, украшенным вазами и резным каменным декором, что также отличает храм в Уборах от храма в Филях. Удивительное единство и цельность композиции делает храм Спаса в Уборах непревзойденным шедевром и вершиной московского барокко.

Параллельно с церковью боярин Шереметев начал строить и новую боярскую усадьбу, но с доставкой материала постоянно происходили сбои. Перепланировка, занятость архитектора на других стройках и задержка с материалами привели к срыву сроков сдачи храма. За указанное в договоре время успели закончить едва ли половину намеченного.

Шереметев подал на архитектора в суд, приговоривший Бухвостова к ударам плетьми. Но поскольку боярин хотел видеть храм еще при жизни, он стал ходатайствовать об отмене наказания. Но все равно увидеть храм в его окончательном виде ему не удалось.

Храм был закончен и освящен только в 1700 году. Шереметев к тому времени уже скончался. Бухвостов брал на себя обязательства ремонтировать и восстанавливать храм, если что-то с ним случится. Но храм стоит и по сей день.

Легкость и простор внутри храма достигнуты архитектором за счет увеличение высоты арок до семи с половиной метров (против пяти в Филях) и придания им стрельчатых форм. Кроме того, он убрал промежуточные столбы, что также расширило внутреннюю площадь храма и улучшило его микроклимат.

Во внешнем убранстве храма феерическая и роскошная белокаменная резьба декора во всех его элементах – столбиках восьмерика и лепестков нижнего яруса, наличниках окон, парапете, резных гребешках и висячих гирьках в арках звонницы - кажется скорее скульптурной лепниной, чем резьбой, настолько она пластична и ажурна.

И именно она делает храм Спаса Нерукотворного в Уборах страстным и темпераментным, праздничным и радостным, эффектным и неподражаемым шедевром.

Адрес: Московскся область, 1, село Уборы