Добавлено 28.05.2021
Прогулки на Новой Риге: Саввинская Слобода

Карамзин написал такие строки — «Нигде в Московской губернии не видал я такого богатства растений, как вокруг Саввина. Цветы, травы, деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести. Липы, дубы прекрасны. Дорога оттуда к Москве есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды.."

История села Саввинская Слобода воспетого знаменитыми художниками-пейзажистами и названного «русским Барбизоном», самым тесным образом связана с Саввино-Сторожевским монастырем. Но оно древнее монастыря.

Поселение людей появилось здесь еще в каменном веке. Недавно археологами здесь было обнаружено одно из самых древних в верховьях Москвы-реки славяно-финское поселение 10- нач.12 в.

Уже в 1358 году в духовной грамоте князя Ивана Красного упоминается «Новое сельцо». В более поздних источниках оно называется по речке Розвадне ( позднее Сторожке), впадающей здесь в Москва-реку, селом Усть-Розвадня. А затем уже упоминается как Саввинская слобода.

Начало современной Саввинской слободе положила стрелецкая слобода второй половины 17 в. Под монастырем стоял большой гарнизон стрельцов, которых именовали «саввинскими пушкарями».

Стрельцы по очереди несли караул на монастырских стенах, участвовали в церемониях встреч царя, их посылали в ближние и дальние поездки. Они носили красные длиннополые суконные кафтаны и были вооружены топориками, кремневыми ружьями-пищалями и шпагами. В слободе стрельцы селились семьями, имели собственные дома, дворы и приусадебные участки. Помимо государственного жалования они получали средства к существованию от занятий земледелием, торговлей и ремеслом.

К концу 17 в. материальное положение стрельцов ухудшилось, уменьшилось жалование и не вовремя выдавалось. При царе Феодоре Алексеевиче Саввинский стрелецкий гарнизон был расформирован: в слободе оставили лишь 30 стрельцов (из бывших 300), переведя их на службу при монастыре. Последние страницы трагической истории стрельцов, известной большинству по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни», также связаны со звенигородским монастырем. После подавления стрелецкого бунта сюда заключили 100 стрельцов, которые позднее были казнены в Москве.

В отечественную войну 1812 г. окрестности села стали ареной сражения. Здесь на заливном лугу у речки Разводни ( ныне Сторожки) небольшой русский отряд генерал-майора Винценгероде дал бой французским войскам под командованием вице-итальянского короля Евгения Богарне, пасынка Наполеона. По сравнению с другими селениями Звенигородского уезда село почти не пострадало.

В конце 19 в. тихие красоты слободы не сходили с полотен известных художников пейзажистов. Как под Парижем была деревенька Барбизон, заставившая французских художников внимательно вглядеться в красоту родной земли, так и Саввинская слобода подарила всему миру свои пейзажи. Здесь жил и работал Саврасов, а позднее и его ученики Левитан, Каменев. А так же такие художники как Коровин, Переплетчиков, Кувшинников, Степанов и др.

С начала 1880-х годов в Саввинскую Слободу постоянно начинает ездить И.И. Левитан (1860–1900). То было время, когда, по словам брата А.П. Чехова, сюда стали наезжать художники и «жили там коммуной целыми месяцами».

Что касается Левитана, то впервые в Саввинскую Слободу он приехал ранней весной 1884 года, вторично – в сентябре 1886-го и еще раз осенью 1887-го.
Приезжавший с ним сюда Константин Коровин оставил об этом воспоминания.
Один из его мемуарных листков так и назывался: «Саввинская Слобода».
В нем описано общение местных крестьян с художниками. Каждый занят был своим делом: одни вышли на этюды, другие – косить сено.
Но вот и краткий отдых…
«Летом в покосе, на отлогом лугу, близ Звенигорода, в полдень жаркого летнего дня, сидели крестяне-косари.
Кругом разбросано скошенное сено и сложены стога. Дымит поставленный самовар. Бабы вынули из лукошек хлеб, творожники, молоко в бутылках, соленые огурцы, лук зеленый, – словом, что у кого есть. Варили яйца, готовили тюрю.
Невдалеке от них сидели мы – еще молодые студенты московской Школы живописи: Левитан, Эйлер, Сангвинский и я. Жили мы в Саввинской Слободе, а наверху горы блестел золотыми главами монастырь Св. Саввы Звенигородского.
Крестьяне к художникам привыкли.
– Сидят, описывают, – говорили. – Картины списывают… Пущай стараются. Тоже… Народ голый… Пущай мажут… 
Мужики на лугу пережидали полдень. Жара свалит, опять за работу. Красные дни, покос управить надо.
Мы в стороне тоже сидим на травке. Достали молоко в бутылках. Хорошо, молоко с черным хлебом и печеное яйцо с солью. Сидим. А я взял краски, ящик и пишу с натуры: зеленое сено, около крестьяне в рубашках, бабы в цветных платках. Блестит в кустах ивняка светлая Москва-река. Хорошо… Лето…»
«…Художники, глядеть тожа, – берется рассуждать между тем молодой крестьянин Гришка Стрекач, “голова умственная”, – в одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи… Есть которые иконы пишут, ну, те туды-сюды. А есть – мажут краской невесть што. Ну, спишет ежели вот монастырь Преподобного… Ну, туды-сюды – продаст купцу, еще ничто А то – кому надоть? Нам ети картины не надоть – куда их! Петуха у Авдотьи списали – хорош петух Авдотьи. И тоже списали. А живой – лучше. Куда нам? А есть такой – купит. Ну, боле трешника не взять. За живого боле плотют. На вот… Но ведь што, цена, значит, есть. А то нешто мучились бы эдак-то. Сидят часами – сымают, списывают.
– Умственно говоришь, – сказал Григорий Бажанов, – верно, нам дарма не надоть их труды.
– Ничего не умственно, – не соглашается Сангвинский. – А дурь-то говорит Григорий Стрекач. Ничего он не понимает. Художник – первый человек.
Мужики засмеялись
– Эх, первый человек, – сказал один. – А сапоги-то каши просят…
– Ха-ха-ха, – рассмеялись бабы.
– У кого сапоги каши просят? – спросил Сангвинский.
– У кого? Вот – заплаты рыжие… – показал мужик на Левитана. – Тоже первый, значит?..»

В слободе и окрестностях Левитан создал более двадцати этюдов и картин, многие из которых представлены в Третьяковской галерее. Местные пейзажи нашли отражение в творчестве художника в таких шедеврах как "Тихая обитель", "Вечерний звон", " Мостик. Саввинская слобода". На этих знаменитых полотнах «певца русской природы» оживают мотивы, которые сегодня можно увидеть не только в Третьяковской галерее, но и здесь, в окрестностях Звенигорода.

Сейчас Саввинская Слобода и ее окрестности прекрасное место для пешеходных и велопрогулок, пленэров. На том самом месте, отлогом лугу, в сохранившихся природных пейзажах конца 19 века, можно увидеть современных художников, отображающих невероятную красоту местной природы.

Советуем прекрасное место для прогулки- тропинка от улицы Новой, через поле и р. Сторожку к Саввино-Сторожевскому монастырю.

Адрес: Московская область, Одинцовский район, с. Саввинская Слобода